Поисковые формы
Поиск в интернете — то же самое, что оглавление в энциклопедии. Не будет оглавления, придётся перелистать всю
книгу, чтобы добраться до искомого. Поиск особенно необходим для сайтов, несущих огромные объёмы информации: городских, новостных порталов,
корпоративных сайтов компаний, интернет-справочников, баз данных и пр. Но речь пойдёт о поисковых формах.
Поисковую форму надо рассматривать с двух позиций — с функциональной стороны и со стороны оформления.
Функциональная сторона. О том, как надо искать.
Искать надо точно, надо уметь «понимать» запрос пользователя. Более того,
найденное желательно преподнести в надлежащем виде. Вот, например, на не
безызвестном портале софта download.ru, чтобы в результатах
поиска дойти до нужного, но уже как бы найденного файла, надо потратить
значительное время. Сканируя своим взглядом одну за другой страницы. Но
это задача не дизайнера, а программиста. Задача же дизайнера в том,
чтобы сделать результаты поиска лёгкими для восприятия и максимально
полезными для дальнейшего использования.
Эстетическая сторона. О том, кто должен искать.
Предполагается, всё, что создаётся в интернете, в том числе различными
программами, роботами и роботами-программами предназначено для человека.
Бывает, в сети встречаешься с такими вещами, что возникает обратное впечатление.
Пример
Поисковая система RAGY «удобный поиск, 4 поисковых системы в одной, 4 поисковика на одной странице».
Чем не целесообразна такая поисковая форма? Функции одной поисковой системы
дублируются четырежды. Зачем искать в четырёх поисковых системах
одновременно, если можно поискать в одной, наиболее мощной? Можно было
бы сделать эту систему более полезной, дав возможность поиска отраслевой
информации, которую наиболее эффективно позволяет искать только отдельно
взятый поисковик. Например, Яндекс ищет по новостям и рунету, Апорт —
mp3, Google — по интернету, Rambler — Top100.
Кроме того, допускается, что интересы посетителя шире интересов того,
кто делал эту систему. Поэтому кроме представленных рубрик посетитель,
возможно, пожелает поискать по энциклопедиям, интернет-блогам или по
товарам. Не надо пытаться интересы пользователя сузить — не получится. А
вот потерять за счёт этого недостатка часть аудитории — легко.
Пример
Форма поиска Справочной службы Сибирского региона.
Уменьшаем размер и вес в 2 раза:
Эта поисковая форма в отличие от предыдущей исключает возможность
одновременного поиска по нескольким категориям. Но ищущий от этого
ничего не теряет, т.к. представленные категории не пересекаются. Т.е.
человек, который ищет в базе справочника предприятия, занимающиеся
пищевой промышленностью не нуждается в одновременном срочном поиске
софта. Наименования категорий ftp и Google заменены наименованиями файлы и интернет соответственно.
Возможно, сайт посетит тот, кто с интернетом пока совсем на «Вы».
Нет ни формулы, ни рецепта, описывающего как сделать хорошую
архитектуру. Каждый сайт, со своим содержанием, тематикой, объёмом
информации, предназначением — решение логической задачи.
Дизайнер — это универсал, он совмещает в себе возможность одновременно
мыслить как творчески, так и логически. Чтобы делать удобные сайты, надо уделять внимание каждой мелочи. Не
торопится. Ставить себя на место пользователя. Размышлять, почему лучше
сделать именно так, а не иначе.
Вообще, чтобы сделать архитектуру сайта, облегчающую жизнь пользователя — нужно время.