Музыкальное развитие - никогда не рано!

Наверное, ни одна мама не будет спорить, если кто-то скажет, что музыкальное развитие очень важно для любого ребенка. Это совсем не означает, что из ребенка с пеленок необходимо растить гениального музыканта, но научить его слушать, понимать музыку, наслаждаться ей – в наших силах.
Итак, возьмем за основу тот факт, что музыкальное развитие нужно, только вот многие родители становятся перед вопросом – когда же стоит начинать это самое развитие, и в чем же оно должно заключаться? Особенно этот вопрос актуален для тех мам и пап, которые сами не имеют музыкального образования, а потому первый шаг в этом направлении для них довольно труден.
По мнению специалистов, начинать музыкальное образование или знакомство ребенка с музыкой можно еще до рождения. Ребенок уже с 3 месяца слышит звуки окружающего мира, отличает мамин голос, поэтому можно приучать его к музыке уже с этого момента. Можно петь колыбельные, слушать классическую музыку и наблюдать за реакцией вашего малыша. Если он не будет проявлять явного беспокойства, излишне толкаться и крутиться, то, видимо, музыка ему понравилась. По мнению специалистов по музыкальному воспитанию музыку стоит выбирать скорее спокойную, чем бодрую, т.е. марши вряд ли подойдут.
В первые 2 месяца после рождения малыши слышат звуки еще не очень четко, как в тумане, но вы можете помочь своему ребенку учиться различать высокие и низкие звуки. Можно не только петь колыбельные, укачивая младенца, но и рассказывать ему разнообразные прибаутки и потешки во время пеленания и купания.
Какие же музыкальные инструменты полезнее слушать в первые полтора месяца? Специалисты рекомендуют флейту, скрипку, свистульки, колокольчики - вот тот музыкальный набор, который поможет вашему малышу развить слух.
С 1,5-2 месячного возраста ребенок уже будет способен воспринимать не только потешки и колыбельные, но и более серьезную музыку.
Если вы заметите, что ребенку музыка не нравится, он начинает хмуриться или даже плакать, не отчаивайтесь, просто поставьте что-нибудь другое. Например, если вначале мелодия была спокойной, можно поэкспериментировать с более веселыми ритмами.
Еще немного позднее, когда ребенку будет 3-4 месяца, можно давать ему в руки самодельные погремушки – баночки, наполненные крупами, камешками и т.д., главное, чтобы звучали они совершенно по-разному. Можно играть на металлофоне или ксилофоне, изображая шум дождя или другие звуки природы, и посмотреть, как малыш откликается на это. Этими нехитрыми упражнениями вы сможете значительно расширить диапазон музыкального восприятия вашего малыша.
В возрасте от года самое большое удовольствие для детей – не только слушать и различать различные звуки, но и творить самому. Те же самые баночки с крупами, камешками, кастрюли, различные погремушки очень увлекают их. Дети улавливают ритм и начинают подпевать сами, часто даже танцуют под ритмичную мелодию. Специалисты рекомендуют «отстукивать», например, на барабане какой-нибудь простенький ритм и просить ребенка его повторить. Скорее всего, у него получится не сразу, но не стоит отчаиваться, тем более, акцентировать на этом внимание малыша, иначе он может отказаться от дальнейшей игры.
Чтобы привить понятие интонации в музыке у ребенка в возрасте от 1 до 3-4 лет, можно петь или рассказывать ему стишки с различными интонациями – весело, сердито, плаксиво и т.д.
Для того, чтобы ребенок научился распознавать тембр музыки, сначала можно поэкспериментировать с различными тембрами голоса, попросив малыша для большего эффекта закрыть глаза. Потом ставить кассеты и диски с различной по тембру музыкой, не стоит только увлекаться чересчур сложными произведениями, лучше, как и во всем прочем, начинать с более простых вещей (ударных инструментов).
Но не стоит останавливаться на пассивном восприятии, пройденное необходимо закрепить. Можно вместе с ребенком потренироваться и попеть песенки различными голосами, главное, делать это в форме игры и с удовольствием.
Для того, чтобы ваш малыш понял, что такое музыкальный темп, можно дать ему послушать несколько коротких или одно длинное произведение, где отчетливо слышна смена темпа. Также позанимайтесь практически – постучите, подвигайтесь под музыку, просто посидите рядом с ребенком.
Кстати, вот еще один интересный момент. Как известно, западная музыка строится по принципу гармонии, а восточная – по принципу мелодии. Дайте вашему малышу послушать не только западную классическую музыку, но и восточную (индийскую, китайскую, арабскую). Это значительно расширит его кругозор. Например, из индийских композиторов можно было бы посоветовать музыку Сатьяджита Рэя. Из западных – Вивальди, Шопена, из русских - Чайковского, Римского-Корсакова.










