Регистрация

Имя:
Емаил:
Пароль:
- показать пароль
Аватар:


ВХОД

Емаил:
Пароль:
- показать пароль



Как хорошо уметь читать... А как хорошо учиться?

1057
11.12.2009 17:14

Мы все учились понемногу,

Чему-нибудь и как-нибудь,

Так воспитаньем, слава Богу,

У нас немудрено блеснуть.

(А.С. Пушкин)

Обучение чтению. Все родители, наверное, в какой-то период начинают ломать голову над этим вопросом. Когда учить? С пеленок или с полугода, а может, со школы? Как учить? Положиться на себя, пригласить гувернера, пойти в модные ныне «развивалки»? На самом деле, наверное, основной вопрос должен звучать не так. Зачем учить?

Если вы хотите рассказать другим мамам в песочнице, что «а вот мой уже сам читает» - это не слишком хороший повод начинать обучение. Рассказывать можно и так (а вы уверены, что мама Лены, которая говорит, что ее дочь цитирует наизусть «Конька-горбунка», ничуть не кривит душой?), а ребенок пусть играет и наслаждается детством, которое, как известно, бывает только раз. Другое дело, если подходит время идти в школу. Здесь подготовка вредной не будет, к тому же минимизирует стресс и нагрузку от массы нового: школы, класса, необходимости сидеть по 40 минут, ну и, конечно, лавины новых знаний. Впрочем, когда, как и чему учить ребенка, решать все же вам. А пока – попробуем разобраться, как его можно учить читать. То есть в методиках обучения чтению, популярных в наше время. Итак.

Фонетический метод.

Его хорошо знают все благодаря посещению общеобразовательной школы. Этот метод, наверное, наиболее последователен. Сначала – алфавит, то есть буквы и звуки. Буквы складываются в слоги, слоги в слова, слова – в предложения.

Многие последователи других методик обучения чтению утверждают, что разница в названии буквы и звука, а также правила образования из них слогов и слов слишком сложны для ребенка, а учиться читать можно, даже совсем не зная алфавита. Однако множество исследований, проведенных еще до 1930 года, явно показывают, что знания о фонетике необходимы, а знание алфавита до начала обучения чтению часто важнее для дальнейших успехов, чем, к примеру, уровень интеллекта (IQ) ребенка.

Фонетический метод обучения чтению, в свою очередь, подразделяется на систематический и метод внутренней фонетики. В первом случае обучение идет постепенно и последовательно от звуков к слогам, словам и предложениям, второй метод предполагает обучение звукам и буквам в процессе чтения знакомых слов, которые идентифицируются по контексту или рисунку. Явному обучению фонетике уделяется меньшее внимание. Систематический метод считается более эффективным. Оба метода требуют довольно высокого уровня мыслительных способностей ребенка, поэтому подходят для детишек постарше: непосредственно перед школой или даже в самой школе (где и распространен).

Складовый или слоговой метод.

Напоминает фонетический, часто его относят к этой группе, но за первооснову берется не буква или звук, а склад, или слог – устойчивое сочетание, повторяющееся в разных словах.

Наиболее известен в наше время по методике Николая Александровича Зайцева, который широко внедрил этот метод обучения чтению дошкольников, опубликовал книги, придумал удобный для занятий наглядный материал - известные «кубики Зайцева». На самом деле первооткрывателем метода он не был: о слоговом или складовом методе в обучении чтению детей говорил еще Толстой.

Такой метод обучения проще, чем овладение тонкостями фонетики, хотя и несет гораздо большую нагрузку на память ребенка: складов более двухсот, что значительно сложнее запомнить, чем буквы алфавита.

В основе обучения лежат кубики с изображенными на них устойчивыми буквенными сочетаниями–складами или знаками препинания. Кубики различаются по цвету, размеру, весу и звучанию (различные наполнители), что обеспечивает более быстрое и надежное запоминание. Кроме кубиков, есть таблицы, которые необходимо прикрепить на определенной высоте (165-170 см от пола), чтоб у обучающихся не нарушалась осанка. Методика включает память тела (вес - размер кубиков, расположение таблиц), игровые моменты, музыкальное оформление, пропевание или ритмичное проговаривание алфавита или строчек таблиц. Кроме того, методику можно назвать здоровьесберегающей: разное расстояние до таблиц помогает тренировать зрение, множество игровых элементов, движения и работы стоя позволяет избегать статичных поз.

Методикой Зайцева удобно пользоваться при обучении чтению дошкольников в группах, впрочем, и создана она был для обучения детей в детских садах, группах дошкольного развития, и в методике немало внимания уделено именно групповым занятиям. При обучении дома преимущества обучения в группе теряются (в основном, момент игры, соревновательности), но остается четко описанный, рабочий, довольно простой для детского восприятия метод обучения чтению детей, даже самых маленьких – занятия можно начинать примерно с полугодовалого возраста, хотя чаще указывается возрастная группа 1.5 - 2 года. Кроме того, методика подходит для обучения чтению детей с различными проблемами (аутизм, ЗПР, слабое зрение или слух) и даже для обучения русскому языку как иностранному.

Метод целых слов.

Может скрываться также под названиями «whole-word» (что, собственно и переводится, как «целых слов»), или «look-say» («вижу-говорю»). Этот метод основан на восприятии целых слов, минуя стадии букв, звуков и их сочетаний. После овладения некоторой словарной базой (50-100 слов), ребенку предлагаются тексты, в которых встречаются эти слова. В умах большинства мам России методика обычно неразрывно связана с именем Глена Домана и его «чтением с пеленок». Действительно, методка Глена Домана предполагает обучение грудных младенцев при помощи демонстрации им определенного вида карточек со словами. Карточки можно купить или изготовить самим. Можно использовать ее и с детьми старшего возраста. Однако есть здесь и подводные камни: мало кому из малышей интересно смотреть на некие карточки с буквами и внимание приходится привлекать колокольчиками, хлопками в ладоши или другими ухищрениями. Карточек довольно много, и на каждый «урок» необходимы все новые. Дети, учившиеся читать по карточкам, с трудом воспринимают слова, написанные другим шрифтом, рукописный текст, с большим трудом учатся воспринимать новые слова.  Исследования, призванные сравнить этот метод с фонетическим, отмечают быстрый прогресс среди групп, обучаемых по методу целых слов вначале, но в конечном итоге дети, обучаемые фонетическим методом, обгоняли сверстников и по чтению про себя, и по восприятию и пониманию текста, и по словарному запасу.

Про методику Глена Домана можно добавить и то, что изначально она была рассчитана на развитие детей с тяжелыми поражениями нервной системы. Именно их мозг пытался стимулировать молодой врач-нейрохирург Доман, показывая карточки с нарисованными точками. Метод сработал, а потом развился в целую систему раннего развития. Дети, признанные умственно отсталыми, догоняли, а потом и обгоняли сверстников, результаты поражали, и методика начала применяться и у здоровых детей. Минусом методики можно назвать то, что она проводит четкое деление на «обучающего» и «обучаемого», не допускает совместного творчества и отступлений, а чтение слов по карточкам, как уже сказано, далеко не всегда перерастает в просто чтение: не всегда воспринимаются другие шрифты, незнакомые слова, рукописный текст и так далее. Разумнее при обучении чтению совмещать этот метод с другими, к примеру, теми же кубиками Зайцева.

«Звучащие клавиши» Мура или заход с другой стороны.

Еще один небезынтересный способ обучения чтению – метод Мура. По сути, тот  же фонетический метод, но как бы «с другой стороны»: ребенок слышит звук в результате нажатия клавиши с буквой. «Учителем» тут является не мама или педагог, а специальная интерактивная среда, то есть лаборатория, где стоит машина, произносящая звуки в ответ на нажатие клавиши с буквами, цифрами, или другими символами. Ребенок выучивает название звуков и символов, позже ему предлагаются короткие или все более длинные сочетания – слова, предложения, тексты. Обучаемый набирает последовательности на машине и слышит их звучание. Также программа обучения предполагает устную речь, слушание и письмо под диктовку.

На этой методике часто основываются современные разработчики интерактивных компьютерных обучающих программ для детей, а также изготовители довольно популярных «говорящих алфавитов». Плюс такого обучения чтению, особенно для занятых родителей, – направленность на самостоятельную работу ребенка с обучающей машиной (компьютером, алфавитом).

Сессиль Лупан – от песенки-алфавита до книги.

Наверное, наиболее полную и последовательную методику обучения чтению предлагает Сессиль Лупан. Здесь и фонетика – сначала в виде алфавита, который маме предлагается петь, наложив на какую-нибудь подходящую мелодию, позже – в виде забавных букв в образе диковинных зверей. Слова возникают не просто так – это первые слова, которые говорит ребенок, записанные на специальном листе на стене, имя малыша на стенке кровати, а еще – таблички, называющие все, что окружает ребенка – стены, окно, стол...

Позже появляются предложения и тексты. И появляются не просто так, а в книге, главный герой которой – сам ребенок! Конечно, так учиться гораздо интереснее.

 

Методики обучения чтению – их много, разных или в чем-то похожих. Но большинство из них преследуют, по сути, лишь одну цель – научить ребенка распознавать слова, складывать их в предложения и адекватно понимать читаемый текст. Это здорово, но этого мало! Главное в обучении ребенка чтению – пробудить в нем интерес, желание читать.

Очень живым примером обучения без интереса стал для меня рассказ преподавателя антропологии. Перед первым классом родители взяли его в поездку на море. Путь от дома, в котором они жили, до пляжа пролегал мимо памятника павшим в Великой отечественной войне. И каждый день, проходя мимо, ребенок должен был прочитать одну строчку – как считали родители, в рамках подготовки к школе. Из всей поездки на море (представьте – первый раз поездка, море, поезда, незнакомый город, а вам почти 6 лет..) мальчик особенно ярко и навсегда запомнил этот памятник. Настолько запомнил, что уже став взрослым, преподавателем ВУЗа, на этом примере рассказывал нам, студентам, как не надо учить детей.

Как же пробудить в ребенке интерес к чтению? В первую очередь, собственным примером. Видя маму и папу, читающих книги, ребенок испытывает огромное любопытство – что же они там нашли? Очень помогают как в пробуждении интереса, так и в самом обучении чтению регулярные совместные чтения – когда мама или папа читают малышу книги. Еще лучше, если не просто читают, а предлагают ребенку поучаствовать в процессе – задают вопросы, обсуждают прочитанное. Такие чтения не обязательно прекращать, даже когда ребенок начнет читать сам – это вполне может стать хорошей семейной традицией.



Ваш комментарий будет опубликован от имени 'Гость'. Если что, то Вход тут!
Loading...