Урок 4
О
некоторых морально-этических и психологических проблемах. Ведь искусство —
это не только путь в рай, но и дорога в ад.
1. Трудно и страшно снимать на улице. Как? Выхватить фотоаппарат и в лоб
снять, или как-нибудь незаметно?.. А вдруг усекут и глаз натянут на одно
место или еще что. Для некоторых уличная съемка недоступна из-за простого
комплекса оголенного фотоаппарата. Это все равно, что штаны снять посреди
Крещатика или юбку задрать там же... Тихо! Пробуйте снимать маленькими
камерами, вплоть до мыльниц. У "Олимпуса" есть подходящие. Постепенно
придут и смелость, и мастерство. Если вас заметили, обезоруживайте улыбкой
и поскорее смывайтесь.
2. Если ребенок тонет или горит в пожаре дом, или кого-то убивают на ваших
глазах... Снимать или спасать? Я так скажу: спасая, снимать. Но если
честно, каждый этот выбор делает сам. Иногда лучше снять, а иногда и
спасти. Был такой редкий по наглости американский фотограф Виджи. Он делал
и то, и другое и умер счастливым классиком.
3. Отношение к коллегам. Мне по долгу службы приходилось общаться со
многими выдающимися мастерами. Я отметил в них одно качество: бескрайнее
добродушие. Поэтому и мир им открыт, и разные измерения… И душа их
постигает самые сложные образы и смыслы. Они одновременно "в, над, вне,
с..." И я видел, как общаются Виткин и Аведон, Ньютон и студенты арльской
школы, Сальгадо и фотолюбители из Брно. Братья по цеху, вот что я скажу.
Вот был такой Иисус Христос, так он про отношение к друг другу, т.е. к
работам товарищей по цеху, правильные вещи говорил. Так вот, я просто знаю
одну закономерность. Злость — это пошлость, а пошлость, хоть и уют души,
но приводит к размягчению мозгов и умерщвлению творческих способностей, к
абсолютной ограниченности. Человек, не способный вместить в себя весь мир
и принять его таким, как он есть, — не способен и на широкие жесты в
области творения. Об этом еще Леонардо писал, и дальнейшая история
подтвердила его мысли. Есть еще вопросы личной позиции, идеологии,
гуманизма. Но это не отрицает всего выше сказанного. Злость и хамство — не
инструменты познания миров, а каждый автор есть мир, космос.