Регистрация

Имя:
Емаил:
Пароль:
- показать пароль
Аватар:


ВХОД

Емаил:
Пароль:
- показать пароль



Кисть в руках фотографа (часть II)

1522
12.11.2009 23:26
Кисть в руках фотографа (часть II)

Вашему вниманию предлагается статья,

написанная для журнала "ФотоМагазин"

В двух словах о расчете экспозиции

А теперь я расскажу о съемке более сложного натюрморта, включающего в себя множество предметов, каждый из которых нам нужно будет «нарисовать» светом.

Сначала строится композиция, при этом вы можете пользоваться обычным освещением. Затем – непременно! – рисуется эскиз, на котором расписывается, куда и сколько светить. Этот натюрморт (рис. А), например, снимался в 20 экспозиций, и держать их все в голове довольно сложно.

Съемка проводилась на форматную камеру Cambo SCN 45 с объективом Rodenstock 180 мм на пленку Ectachrome 64T 4х5".

Итак, натюрморт построен, теперь измерим экспозицию. Лишний свет пора выключить, оставив лишь световую кисть.

Сначала я измерил экспозицию по освещенности, создаваемой светокистью, используя 18% серую карту (подробнее см. ФМ №7­8 2003 г.). Получилось 4 секунды для диафрагмы f/32. Поскольку я снимал форматной камерой, то для достижения требуемой глубины резкости пришлось довольно сильно закрывать диафрагму (для сравнения – при съемке натюрморта на 35­мм пленку диафрагму редко приходится закрывать сильнее, чем f/16). Итак, «нормально» проэкспонированные части нашего натюрморта мы будем освещать по 4 секунды. Но съемка с использованием световой кисти обычно предполагает темную тональность, а значит, бОльшую часть следует экспонировать с недодержкой примерно в одну ступень, то есть 2 секунды.

Здесь следует сделать небольшое отступление. Когда я говорю о выдержке, то это выдержка для неподвижного пятна световой кисти. Например, измеренная по серой карте выдержка составляет 4 секунды. Пятно световой кисти имеет размер 2 см, и мы светим на объект, размер которого около 2 см. Чтобы осветить его «нормально», мы светим на него 4 секунды. Теперь у нас есть другой объект, на этот раз продолговатый, 2 см в высоту и 10 см в длину. На него мы будем светить световой кистью с тем же размером пятна 4 сек*(10 см/2 см) = 20 секунд, перемещая все это время кисть вдоль объекта. В дальнейшем я не буду на этом останавливаться, и приводимые мной значения выдержки – для неподвижного светового пятна, реальное же время экспонирования зависит от физического размера предмета. Если в процессе работы размер светового пятна меняется (удалением кисти от поверхности или сменой насадок), то вычислять экспозицию по серой карте нужно для каждого размера пятна. Подробно о расчете экспозиции см. статью П.В. Смирнова «Световая кисть» (Фотомагазин №7­8 и №9 за 2003 год).

Отдельно несколько слов стоит сказать о прозрачных предметах. Стеклянные и прозрачные предметы особенно эффектно получаются на снимке, если свет «играет» в них, преломляясь и переотражаясь в поверхностях. Поэтому в случае с прозрачными и полупрозрачными объектами мы будем светить не на предмет, а сквозь него. Такие области выделены на схеме красным цветом, их четыре: два стекла фонаря, пыльная банка и банка с цветами. Для этих участков экспозицию измеряем по яркости. Я использовал для замера спотметр Sekonic 508 (в принципе, это можно сделать и фотоаппаратом с точечным замером).

Грунтовый свет

Если мы будем светить на каждый предмет по отдельности, то получим на снимке несколько светлых пятен, выступающих из темноты. Предметы окажутся разрозненными, как бы висящими в пустоте. И если при съемке одиночных предметов, как в нашем примере с яблоком, это не очень важно, то в сложных многопредметных композициях разрозненность нам совсем ни к чему – мы же снимаем цельную композицию, а не набор предметов. Поэтому необходим слабый свет, заполняющий всю сцену, падающий везде, даже на те участки, до которых не доберется свет от светокисти. Тени не должны быть угольно­черными, в них должна угадываться фактура и очертания предметов. Такой свет носит название «грунтовой», по аналогии с грунтом в живописи, которым покрывается весь холст до того, как по нему начнут писать. В случае фотосъемки «грунт» может быть нанесен как до, так и после основных экспозиций.

Грунтовый свет нам нужен слабый, на грани видимости, ведь снимок будет в темной тональности. Для этого он должен быть на две ступени (то есть в четыре раза) темнее среднего серого тона. В качестве грунта обычно используют мягкий бестеневой свет, например, прошедший сквозь зонт или софтбокс. Я использовал 200­ваттную галогеновую лампу и белый зонт на просвет, расположенный слева от камеры. Замер по серой карте при выбранном ранее значении диафрагмы f/32 показал 8 секунд. Для того чтобы внести поправку в ­2 ступени, уменьшаем выдержку в 4 раза, то есть до 2 секунд. Но теперь нам необходимо учесть влияние этого света на общую экспозицию! Грунтовый свет составляет 1/4 от нормальной экспозиции; значит, из всех остальных экспозиций нам нужно вычесть по одной четверти. Можно ввести эту поправку в выдержку, а можно в диафрагму. Но поскольку выдержки для всех объектов у нас разные, то я предпочитаю приоткрыть диафрагму на величину этой поправки. То есть вместо диафрагмы 32 мы получаем 22 и 2/3 (т.к. шаг изменения диафрагмы на используемом объективе 1/3).

Мы немного потеряем в глубине резкости, но я заблаговременно выбрал значение диафрагмы с некоторым запасом. Поправка на масштаб не вводится. Поправка на эффект Шварцшильда также не вводится.

План съемки

Теперь запишем значения экспозиции для разных участков натюрморта (рис. B). Для стекол фонаря (1 и 2 на схеме) – по 5 секунд. Эту выдержка, как я уже писал выше, замеряна по яркости. У фонаря сзади имелась открывающаяся стенка, вот через нее я и светил на стекла изнутри. Сейчас, глядя на готовый слайд, я бы увеличил экспозицию этих участков до 10 секунд, чтобы получить более явный эффект свечения.

Далее – левая стенка фонаря, 3 на схеме. Светим по норме, 4 секунды. Правая стенка 4 должна быть чуть темнее, светим две секунды, то есть на ступень меньше.

Пятая экспозиция – верхняя часть фонаря. Норма, 4 секунды.

6 – верхняя часть банки. Я светил на внутреннюю пыльную поверхность горловины, при этом часть света проходила сквозь стекло, заставляя его светиться. Экспозиция 4 секунды.

7 – обозначим контур банки, для этого проведем кистью вдоль ее левого от нас бока. Важно следить, чтобы прямой свет от кисти не попадал в объектив, чтобы не получить на картинке «световой царапины». Выдержка 4 секунды.

8 – «внутренность» банки. Здесь я тоже хотел получить эффект свечения, и это удалось лучше, чем с фонарем. Экспозиция измерялась по яркости, 10 секунд.

9 – чтобы подчеркнуть «свечение» банки, вокруг нее нарисуем светлый круг. Светим по 2 секунды. Поверхности, освещаемые не целиком, а отдельным фрагментом (как в этом случае), обозначены на схеме голубым.

10 – торец бруска: он должен быть довольно темным, светим по 1 секунде, иногда задерживая кисть чуть дольше, чтобы получить более светлые пятна.

11 – верхняя часть бруска, чуть светлее торца, светим по 2 секунды. Обращаю ваше внимание на то, что вертикальные поверхности «ступенек» на средней части бруска не подсвечиваются. Ранее проработанная область 9 засвечивается повторно.

12 – передняя часть бруска. Тут все по норме, это самая светлая его часть, по 4 секунды.

13 – плоды японской айвы. На каждый светим по 4 секунды, направление света – сверху­слева – придаем объем.

14 – «свечение» вокруг плодов, такое же, как мы делали у банки. Нужно светить по 2 секунды, но старый рубероид, на котором лежат плоды, довольно темный. Поэтому увеличиваем до 3 секунд.

15 – стебли мака. Светим на них по 3 секунды, чуть меньше нормы.

16 – свечение воды в банке с цветами. Если в случае с правой банкой мы светили прямо внутрь, то здесь поступить так же нам мешают стебли цветов. Поэтому я светил на банку сзади, чтобы преломленный и переотраженный свет как бы освещал ее изнутри. Часть света при этом попадает на дно банки, часть – на фон за банкой. Экспозицию меряем по яркости, получаем 6 секунд. Чтобы сделать свечение более ярким, увеличиваем экспозицию на одну ступень, то есть вдвое, получая 12 секунд.

17 – желтые цветы. Светим на каждый по 2 секунды. Чтобы свет получился мягким, без резких теней, во время экспонирования поворачиваем светокисть вокруг цветка, меняя угол падения лучей. Этот прием часто используется в работе с кистью для получения мягкого бестеневого света.

18 – стоящие в банке стебли мака. Так же, как их собратья, лежащие слева на доске, эти стебельки получают по 3 секунды. Направление света – слева сверху, покажем сферическую форму коробочек.

19 – прорабатываем часть фанерного задника, чтобы не потерять неосвещенные контуры маковых стебельков. Луч световой кисти направляем слева почти по касательной к поверхности старой фанеры, чтобы подчеркнуть рельеф и фактуру этой поверхности. Прорабатываем область, выделенную на схеме голубым, а не всю поверхность фанеры. Светим по 4 секунды.

20 – таким же образом, слева, практически по касательной к фанерному заднику подсвечиваем веревки. Тем самым показываем их объем. По сути веревка – это немного искаженный цилиндр, и мы освещаем его левый бок. Часть света попадает и на фанеру, но это нам не помешает. Веревки освещаем по 4 секунды.

И в завершение – вы не забыли? – нам нужно сделать последнюю экспозицию, грунт. Выключаем световую кисть, она нам больше не понадобиться, и на 2 секунды включаем галогеновую лампу, светящую через белый зонт. Готово. Можно закрывать затвор и нести пленку в проявку (я снимал на листовую пленку, где каждый кадр проявляется отдельно).

В общей сложности экспонирование продолжалось около 15 минут.

Подводим итоги

Как видите, при съемке сложного натюрморта мы использовали те же приемы, что и в простом примере с яблоком. Это подсветка фона (19), рисование объема (13, 18 – сфера; 3, ­4, ­5 и 10, ­11, ­12 – параллелепипед; 20 – цилиндр), рисование светлого контура на темном фоне (левый бок банки 7), эффект свечения вокруг непрозрачных объектов (9, 14). Кроме этого, использовались новые приемы – преломление и переотражение внутри прозрачных предметов (свет в банке 16), освещение напросвет полупрозрачных объектов (фонарь 1, 2; банка 8), создание бестеневого света (цветы 17).

Теперь вы можете попробовать применить все это на практике самостоятельно. Световая кисть, конечно, не самая простая техника освещения, но с ее помощью можно добиться очень интересных результатов



Ваш комментарий будет опубликован от имени 'Гость'. Если что, то Вход тут!
Loading...