Регистрация

Имя:
Емаил:
Пароль:
- показать пароль
Аватар:


ВХОД

Емаил:
Пароль:
- показать пароль



Кисть в руках фотографа (часть I)

1669
12.11.2009 23:29
Кисть в руках фотографа (часть I)

Вашему вниманию предлагается статья,

написанная для журнала "ФотоМагазин"

      Световая кисть – очень интересная фотографическая техника, позволяющая создавать снимки с необычным световым рисунком, который практически невозможно воспроизвести другими способами освещения. Но некоторая сложность и непредсказуемость результатов этой техники съемки отпугивает многих фотографов. Основных проблем возникает две: сложности с расчетом экспозиции, и, грубо говоря, вопрос «а как и куда светить». Первая часть – экспозиционный расчет – довольно подробно рассмотрена в статье Павла Смирнова «Световая кисть» (Фотомагазин №7­8 и №9 за 2003 год). А в этой статье я остановлюсь в основном на вопросе «рисования» объектов световой кистью.

      Окружающие нас предметы объемны, трехмерны. А на фотографии или картине их изображение плоское, двухмерное. Как же передать на снимке объем и форму предмета? Задача эта стоит и при традиционных способах освещения, но при съемке со светокистью она становится особенно актуальной. Роль света в образовании формы предмета — эта проблема волновала художников со времен Возрождения. Актуальна она и по сей день. Для простоты разобьем задачу передачи объемного предмета на плоскости на две. Во-первых, мы хотим передать контур нашего объекта. А во-вторых, мы хотим передать его объем – выпуклости и вогнутости.

      Первая часть задачи — передача контура, границы объекта — традиционно решается графическими средствами. Основной способ передачи контура — линия. Линия может разделять две одинаковые по тону части изображения (например, линия, нарисованная карандашом на светлой бумаге), либо быть границей разных по тону областей (пример — силуэтная линия). В фотографии чаще используется линия, разделяющая разные по тону области — светлые и темные, или области разного цвета. Для того, чтобы показать контур предмета такой линией, с давних пор рекомендуется располагать светлые предметы на темном фоне, а темные — на светлом.

      Для того, чтобы показать на изображении объем, форму предмета, в живописи и фотографии используется светотень, светотональные переходы, позволяющие зрителю оценить форму предмета. И если для передачи контура объекта пользуются графическими средствами, то для передачи формы более характерны средства живописные. Постараемся же соединить в фотографии приемы живописи и графики. А инструментом для этого нам послужит свет, точнее — световая кисть.

      Световая кисть, по сути, — обычный фонарик, но с регулируемым узконаправленным лучом. Для регулировки диаметра луча и его расходимости используют различный насадки. Для первых опытов можно использовать обычный галогеновый фонарик, соорудив кашетирующий тубус из непрозрачного материала, например, из картона. И, конечно же, снимать нужно на пленку для искусственного света, или использовать конверсионный фильтр. Величина пятна выбирается исходя из того, какого размера “мазок“ вы планируете нанести. И так же как кисти художников могут весьма различаться по размеру — от тонкой волосяной кисточки до широкого флейца, так же и “световые кисти“ могут быть весьма разнообразны, и давать световое пятно от нескольких миллиметров (для съемки ювелирных изделий) до метра (при съемке интерьеров) — (но это уже скорее не кисть, а “световой валик“).

      При съемке с использованием световой кисти фотограф “вырисовывает” светом объект съемки, извлекает его из первозданной темноты, придает ему форму и делает его узнаваемым. Какие же приемы используются для такой светописи? Рассмотрим на примере.

      Установим камеру на штатив, расположим перед ней объект съемки. Для примера я выбрал довольно простой объект – яблоко. Открываем затвор, включаем «световую кисть», светим на яблоко… Вам не нравится получившаяся картинка (рис. 1)? Мне тоже. Это одна из частых ошибок начинающих фотографов – они пытаются освещать объект «в лоб». Свет получается такой же, как при съемке со встроенной вспышкой – плоский, бликующий. Такой вид освещения любят фотографы, снимающие на документы. Объем такой свет почти не передает. Вывод: не стоит без необходимости пользоваться фронтальным освещением. Это верно как для съемки со световой кистью, так и для любого другого вида освещения, если, конечно, вы не ставите себе задачу получить “плоский” рисунок.

рис.1, Свет “в лоб” не раскрывает объем

      Попробуем посветить на наше яблоко иначе – верхне­боковым светом (рис. 2). Такой способ освещения является классическим. Он часто используется, так как позволяет четко выявить объемную форму и фактуру. Ну вот, другое дело – яблоко получило объем, стало выпуклым, даже стала видна небольшая вмятина на поверхности. Но, увы, контур яблока все еще не передан как следует . Мы видим лишь его освещенную часть.

рис.2, Верхнебоковой свет передает объем

      Есть два основных способа передать контур предмета – сделать его темным на светлом, или же наоборот, светлым на темном. В первом случае (темное на светлом) нам нужно осветить фон или объекты, расположенные за нашим предметом, оставив сам предмет темным. Частным случаем такой передачи контура является силуэт (рис. 3). Многие предметы легко узнаются по своему силуэту.

рис.3, Темный контур на светлом фоне — силуэт

      Во втором случае (светлый контур) фон остается темным, при этом сам предмет подсвечивается контровым или задне­боковым светом (рис. 4). Световая кисть при этом должна перемещаться, «вырисовывая» контур. Вообще, при съемке со светокистью очень важно движение, статичный свет применяется редко. При этом важно следить за тем, чтобы прямые лучи от светокисти не попадали в объектив, иначе на снимке появятся светлые полосы, называемые «световые царапины». Итак, по отдельности мы сумели получить и контур, и объем. Теперь осталось соединить их вместе! Как? Проэкспонировав их последовательно на один и тот же кадр. Множественное экспонирование – мультиэкспозиция – это один из ключевых моментов в технике съемки со световой кистью. Замечу, что необязательно открывать затвор камеры много раз, вы можете отсекать экспозиции включением и выключением световой кисти, поставив камеру на ручную выдержку (bulb). Снимать при этом, конечно же, необходимо в темноте.

рис.4, Светлый контур

      Итак, совместим две экспозиции – светлый контур яблока, и верхне­боковой свет, передающий его объем. Я добавил еще подсветку поверхности, на которой лежит яблоко, чтобы оно не казалось зависшим в пустоте. Результат на рис. 5.

рис.5, Светлый контур, верхне-боковой свет, подсветка поверности

      Теперь другой эксперимент: совместим подсветку заднего фона (темный силуэт) и светлый контур. Результат на рис. 6. Объем здесь лишь частично обозначен, но он угадывается, и этого достаточно, чтобы зритель понял, что яблоко круглое, а не плоское.

рис.6, Темный на светлом контур, задне-боковой свет

      Это были лишь небольшие примеры использования световой кисти для «вырисовывания» объекта съемки. Можно привести еще множество примеров, но общим в них является задача показать зрителю контуры и объемы предмета.

Примененные методы используются не только при съемке со световой кистью, они успешно применяются в любой постановочной съемке. Особенностями, присущими именно световой кисти, являются: мультиэкспозиция, движение источника света во время экспонирования, и использование единственного источника для различных видов света (рисующий, заполняющий, контровой).

      В следующей части статьи речь пойдет о том, как приемы работы со световой кистью, рассмотренные в этой статье, используются в съемке сложного натюрморта из многих предметов.



Ваш комментарий будет опубликован от имени 'Гость'. Если что, то Вход тут!
Loading...