Имитация реального эффекта освещения
При работе в жанре «сюжетного» натюрморта встаёт проблема имитации реального эффекта освещения. Под сюжетным натюрмортом подразумеваются произведения демонстрирующие как события из жизни (вечернее чаепитие, подготовка к экзамену в примерах данной статьи и т.п.), так и произведения имитирующие с помощъю неодушевлённых предметов, например, жанровые сценки. Создание реального эффекта освещения – это имитация того освещения, которое ассоциируется у зрителя с сюжетом в кадре, будь тот источник света внутри кадра или за его пределами. Создание реального эффекта освещения — это имитация эффекта освещения от окна, от лампы, свечи, от солнца, от неба в пасмурный день, имитация эффекта освещения к которому мозг человека привык и воспринимает его, как достоверную картину. Я считаю, что это, прежде всего, психологически точное воспроизведение, а не простое копирование световых потоков. Создание реальной для восприятия зрителя фотографии интересно прежде всего тем, что это, несомненно, помогает почувствовать присутствия за кадром человека, действующего лица, что на некоторых этапах развития живописного натюрморта считалось первоочередной задачей художника. Проблема имитации реального эффекта освещения предполагает, в первую очередь, анализ характера освещения от того источника который мы, собственно, собираемся имитировать. По результатам анализа выбирается источник рисующего света который и будет основным, задающим построение светотени в кадре. Следующая проблема связана с особенностями зрения человека. Дело в том, что глаз человека видит сюжет не так как фотоаппарат за счёт своей большей «эффективной» фотошироты – глаз человека «бегает» по сюжету постоянно изменяя при этом свою чувствительность, в результате чего видит детали как в глубоких тенях, так и в ярких светах. Фотоширота свточуствительного материала фиксирована и, вследствие этого, съёмка с одним источником освещения, как правило, приводит к фотографии, которая очень сильно отличается от того что видит глаз человека. Другой аспект различия зрения человека и фотографии заключается в стереоскопичности зрения. За счёт этого, человек всегда своими глазами видит картину объёмную, у него очень редко возникают сомнения в том что из расставленных предметов к нему ближе а что дальше. Для практики фотографии это означает то, что надо приложить определённые усилия к тому, чтобы отделить изображаемый предмет от фона, создать на фотографии объём и т.п. Этому и посвящена данная статья – созданию реального эффекта освещения на двух примерах. Сразу хочу оговориться, что представленные натюрморты, очевидно, не представляют большого интереса с точки зрения художественной ценности, но являются иллюстративным материалом, который призван помочь начинающим работать в жанре «Натюрморт». Имитация эффекта освещения от свечи Постановка задачи. Тематическое задание «Вечернее чаепитие» подразумевает тёмную тональность как наиболее адекватно отражающее обстановку вечера. Уют, интимность подобного действа было решено передать введением в кадр некоего символа – свечи. Источник света в кадре подразумевает что всё построение освещения данного натюрморта будет подчинено одному источнику рисующего света – свече. Анализ.
Попробуем проанализировать проблемы которые нас ждут если бы мы пожелали использовать эту самую свечу в качестве рисующего источника света.
На рисунке 1 представлен натюрморт освещённый только с помощью свечи. Хотелось бы обратить ваше внимание на следующие моменты:
Хотя фотография на рисунке 1 за исключением источника света по экспозиции получилась нормальной, общее техническое качество фотографии врядли можно назвать удовлетворительным. Пламя свечи обладает намного большей яркостью чем остальной сюжет, помимо этого, из-за того, что пламя постоянно колеблется, а также вследствие переотражений в объективе пламя получается огромным – совсем не таким, каким мы его видим в жизни. Это светлое пятно из кадра необходимо каким –либо образом исключить. Следовательно можно сделать вывод что использовать свет от свечи мы не будем вообще – всё освещение будет сымитировано при помощи внешних источников. Однако ореол вокруг пламени и большую яркость верхней части свечи необходимо будет ввести в кадр при помощи фонового источника освещения.
Характер освещения таков, что для его имитации необходимо использовать точечный источник света. Помимо этого, освещение от настоящей свечи довольно контрастное и источники заполняющего света надо применять довольно аккуратно, с одной стороны чтобы выполнить подсветку теней, а с другой стороны, чтобы не разрушить эффект точечного рисующего источника.
Ещё немного про свет заполняющий. Не знаю как вам, но мне кажется, что шоколадные конфеты получились «невкусными» — слишком тёмными по отношению к всему сюжету, с резкими тенями. Да и вообще, все тени (от правой чашки, к примеру) являются глубокими, чёрными. Глаз же в этих областях видит детали – отсюда для получения правдоподобной картины тени нужно заполнять по всей видимости верхним источником (источник заполняющего света установленный от фотоаппарата будет конкурировать с источником рисующим чего нам не надо).
Также можно заметить, что свеча отбрасывает на подсвечник тень, следовательно надо было использовать экран, чтобы эту тень имитировать. К тому же, он (экран) должен быть полупрозрачным, чтобы совсем не провалить тени.
Правая часть вазы с конфетами слилась с фоном, следовательно необходимо использовать источник моделирующий, чтобы её от фона отделить.
В композиции используются металлические предметы (ложки) которые, как известно, отражают на своей поверхности все источники света, которые их окружают. Поэтому нужно искать положение источников и положение ложек таким образом, чтобы в них был только один блик. На практике это вылилось в то что ложки пришлось чуть притопить в мёде.
Вот с такими предпосылками я и подошёл к расстановке осветительных приборов для того чтобы сымитировать освещение от одной маленькой свечки.
Решение.
Позвольте проиллюстрировать в каком порядке я выставлял и включал осветительные приборы.
Первым делом я решил найти положение источника рисующего, момент, когда он работает один, показан на рисунке 2. Относительно предметов нашего натюрморта свет от свечи является боковым. Соответственно и положение рисующего источника было выбрано боковым и верхним. Источник поставлен таким образом, чтобы он «смотрел» на предметы натюрморта как бы сквозь пламя свечи.
На рисунке 2а. Опять же продемострирован работающий только рисующий источник освещения, однако между источником освещения и свечой введён экран который призван имитировать тень от свечи, которую она отбрасывает под собой. Следующие фотографии (рисунок 3 и 4) будут выполнены в отсутствие этого экрана. Видно что подсвечник сливается с фоном, но мы пока не включали остальных источников освещения ...
На рисунке 3 экран убран и включен источник заполняющего освещения который представлял собой верхний источник рассеянного света (так сказать, самодельный софтбокс). Обратите внимание на шоколадные конфеты и теневые части блюдец. По моему, источник заполняющего света со своей задачей справляется не разрушая эффекта от источника рисующего.
Ваза с конфетами (верх её основания, правая его часть) сливается с фоном. Для того чтобы её от фона отделить, а также немного ещё заполнить тени используем ещё один источник освещения. Он у нас будет выполнять как функцию моделирующего, так и функцию заполняющего. В качестве такого источника использовался лист ватмана (да-да лист ватмана – отражатель является источником отражённого расеянного света) стоящий справа от композиции. На рисунке 4 показано введение этого источника обратите внимание на то как основание вазы отделилось от фона, а также как ещё немного подсветились тени.
На рисунке 5 опять использован экран между источником рисующего света и свечой. Видно что проблемы с подсвечником отчасти решились, теперь он не сливается с фоном. В принципе это уже практически готовая работа. Остался лишь последний штрих. Не забыли про ореол вокруг пламени? Да и верхнюю часть свечи не мешало бы подсветить посильнее – создать иллюзию «свечения изнутри» какую мы видели в фотографии где светит только свеча.
Рисунок 6 демонстрирует законченную работу. По отношению к рисунку 5 в ней был включён дополнительно фоновый источник света, ктороый светит от фотоаппарата через свечу на фон. В качестве источника используется источник направленного света — диапроектор с установленной на место слайда маской с отверстием. На рисунке 7 приведена окончательная схема расстановки осветительных приборов и экранов с помощью которой была получена фотография, представленная на рисунке 6. Мне кажется что имитация эффекта освещения от свечи получилась довольно достоверной, однако можно было бы сделать и лучше. Я вот, например, вижу, что желательно использовать ещё, как минимум, один источник освещения, а лучше два, но проведение подобных экспериментов я оставлю Вам.
Постановка задачи.
Тематическое задание «Вечер перед экзаменом», опять же, подразумевает тёмную тональность, как, несомненно, достаточно сильный атрибут подобного времени суток. Имитация эффекта освещения здесь, прежде всего, должна быть психологически точной поскольку подобная тема предполагает определённую расстановку акцентов и соответствующее моделирование освещения. Анализ. Не пытаясь прослыть оригинальным, хочу отметить, что вечер перед экзаменом лично у меня ассоциируется с лихорадочным дочитыванием учебников, постоянным наблюдением за временем, которого уже практически не осталось ну и написанием «шпор», естественно. Организация натюрморта, таким образом, подразумевает фиксированный набор предметов. Дополнительно, для имитации эмоционального напряжения я решил использовать красно-белый колорит. Что можно сказать про освещение. Лампу я решил не включать вообще из-за того, что потоком освещения от неё достаточно сложно управлять – положение её фиксировано. Для имитации освещения от лампы, очевидно, потребуется использовать в качестве рисующего источника верхний свет. Поскольку выбрана тёмная тональность, скорее всего понадобится источник моделирующий, чтобы отделить предметы натюрморта от фона. Также, мне кажется необходимым, использование фонового источника для пространственного решения снимка. Решение.
Расстановка и включение осветительных приборов происходило в следующем порядке. Первым делом было найдено положение фонового источника света – он будет задавать пространство снимка. Помимо этого, мне показалось интересным выстроить характер освещения таким образом, чтобы этот источник как бы «рисовал» по фону направление падения светового потока от лампы отмечая таким образом её положение. Рисунок 8 показывает натюрморт освещённый лишь источником фонового света.
Хочу заметить, что положение источника было, не считая предпосылок описанных выше, выбрано так, чтобы освещение от него также носило характер моделирующего – отделяло книги, основание лампы и часы от фона. В качестве источника использовалась лампа с коническим рассеивателем.
Рисунок 9 демонстрирует этап включения основного источника – рисующего. В этом качестве использовался верхний точечный источник освещения. Положение его было также немного сзади от предметов натюрморта чтобы направить тени от основания лампы.
Видно, что, в данном случае, рисующий свет не способен в паре с фоновым создать достоверный эффект освещения от лампы – залитое светом пространство рабочего стола. Хотя размеры и направление теней получились вполне правдоподобными, однако их «темнота» совсем не похожа на то, что мы привыкли видеть. Помимо этого, циферблат часов, а также корешки лежащих в правом верхнем углу книг переданы, на мой взгляд, не достоверно. Подобная проблема требует использования источника заполняющего света для её решения. Рисунок 10 иллюстрирует его включение. Положение источника слева и под углом 45 градусов к предметам натюрморта. Высота расположения – на одном уровне с фотоаппаратом. Используется источник рассеянного света относительно небольшой интенсивности (тот же самый самодельный софтбокс). Мне кажется, что передача эффекта освещения от лампы на этом могла бы уже и закончится – тени лежат правдоподобно, все предметы натюрморта достаточно освещены, однако можно добавить ещё один небольшой штрих. Создание светового пятна, и, таким образом, акцента на главных предметах натюрморта здесь, на мой взгляд, будет уместным. Для того чтобы создать подобное пятно не разрушив при этом созданный эффект можно использовав коническую полупрозрачную (для света) насадку на рисующий источник. Для этого был сделан конус из тонкой белой бумаги и поставлен между рисующим источником и предметами натюрморта. Он позволил относительно высветлить край открытой книги, а также ручку и книжечку со «шпорами» (правильнее, конечно, будет сказать что он притемнил всё остальное). Хочу обратить также ваше внимание на то, что в этом случае характер рисующего источника становится не совсем точечным. В пределах светового пятна освещение не изменилось, но вот на весь остальной натюрморт теперь отбразывается рассеянный свет от этого самого конуса. Подобный рассеянный свет освещает теперь и плафон лампы который создаёт красные рефлексы на открытой книге, что на мой взгляд, выгодно разнообразит натюрморт. На рисунке 11 включены все описанные источники освещения и он представляет собой законченную работу по имитации освещения от настольной лампы. На рисунке 12 представлена окончательная схема расстановки источников освещения, использовавшихся для получения этих фотографий. Заключение. Имитация реального эффекта освещения является необходимым условием при съёмке подобных натюрмортов (если же конечно автор ставит своей целью получение достоверной для восприятия картины). С помощью нескольких источников освещения возможно достаточно точно имитировать эффект освещения (от свечи и настольной лампы в приведённых примерах). Помимо всего прочего, подобный подход позволяет наметить присутствие человека за кадром, что в представленных натюрмортах, на мой взгляд получилось. Автор статьи считает своей основной задачей не обучение читателей приёмам построения освещения, но, прежде всего, делится своим личным опытом в решении поставленных задач, а также, предпринимает попытку направить мысль читателя на то, что при организации освещения прежде всего надо понимать, чего же именно мы пытаемся достичь.
|