ВАЗ 2109 не заводится
С чего начать, когда не заводится автомобиль – спрашивают себя многие автомобилисты.
Оказывается все очень просто. Нам нужно проверить всего воздух, топливо и искру. Притащили нам один раз ВАЗ 2109, которая отказалась, с утра пораньше.
Мы начили с проверки поступления воздуха (фазы газораспределения и компрессия), хотя можно начать и с тестирования системы зажигания. Но клиент попросил заодно померить компрессию и рассказать о состоянии двигателя.
Метки на шкивах совпали, но компрессия немного «подкачала» - 1 цилиндр 10атм, 2-й 9.5атм, 3-й 7атм, 4-й 8атм (после ремонта, компрессия увеличилась на 0.5 атм). Конечно по хорошему пора заняться ремонтом двигателя, но пока отложем, ведь у нас цель завести машину. С такой компрессией двигатель еще будет работать даже неплохо бегать, но слегка подтраивая на холостом ходу.
Но заводиться он должен. Тогда переходим к системе питания.
Проверки показали – насос топливо подает, в карбюраторе нормальный уровень, клапан холостого хода открывается. Вывод - с топливоподачей все в порядке. Очередной раз мы убедились, когда после нескольких попыток завести двигатель открутили свечи и они оказались мокрыми(см фото выше).
Тогда остается система зажигания. Для проверки мы использовали простые приборчики, которые продаются в любом автомагазине. Но сначала разберемся, как устроена и работает система зажигания. Ведь нужно знать простое правило – не умеешь не берись. А мы будем знать и уметь, тогда можно смело проверять :-).
И так, на ВАЗ 2109 установлена бесконтактная система зажигания. Эта система в своём составе имеет:
датчик Холла, коммутатор, катушку и распределитель зажигания.
Катушка одной клеммой подключена к аккумулятору, а другой к выходному транзистору коммутатора. Датчик Холла механически связан с распределителем зажигания. Коммутатор выдаёт питание для датчика Холла и снимает управляющий импульс с него. Так же, коммутатор подтягивает выход датчика холла к +. То есть, в исходном состоянии (бегунок не соединен с контактом свечи) на выходе датчика Холла будет напряжение +6В, созданное коммутатором. Когда бегунок распределителя зажигания проходит над контактом свечи, то датчик Холла вырабатывает управляющий импульс (замыкает подтянутый вход коммутатора на землю). По этому фронту (перепаду управляющего сигнала в ноль) коммутатор размыкает выходной транзистор. При этом во вторичной обмотке катушки индуцируется ток высокого напряжения (до 25кв), а в первичной обмотке - ток самоиндукции (более 300В). В итоге, на свече появляется высоковольтное напряжение. Происходит пробой искрового промежутка и на свече появляется искра.
Но для того, чтобы возник разряд необходимо, чтобы катушка была предварительно заряжена. То есть, до управляющего импульса с датчика Холла, коммутатор должен предугадать, когда нужно замкнуть катушку на землю, для того чтобы её зарядить. Причём, он должен это сделать так, чтобы время заряда катушки было приблизительно постоянным. Иначе будет перезаряд катушки. Для этого коммутатор вычисляет период импульсов приходящих с датчика Холла. И в зависимости от этого периода, вычисляет время начала замыкания катушки на землю. Другими словами, чем выше обороты двигателя, тем раньше коммутатор будет начинать замыкать катушку на землю, но время замкнутого состояния будет одинаковым. Например, для ВАЗ-2109 УЗСК должен быть не более 22-25°.
Теперь можно вернуться к тестированию. Сначала проверяем искру на свечах – можно специальным разрядником, а можно просто держать наконечник провода, предварительно сняв его со свечи, на расстоянии 5-7мм от «массы». Искры не было. Проверяем таким же образом искру с катушки, исключая трамблер, искры не оказалось. :-(
Какие мысли – датчик холла, коммутатор или масса и питание на коммутаторе. Что б сильно не гадать воспользуемся теми простенькими приборами о которых говорилось в начале.
Первый это АЗ-1 (аварийное зажигание) его можно использовать в дождь или при езде по лужам (для прогрева и сушки свечей) для проверки электронного коммутатора или при выходе датчика холла из строя. Другими словами это заменитель датчика холла, но с ограничениями скорости не более 90 км/ч.
Второй это МД-1 (мгновенная диагностика) для проверки работоспособности датчика холла, замка зажигания и катушки зажигания.
Для начала мы воспользовались МД-1. Подключаем его вместо коммутатора, включаем зажигание но !!!не заводим:!!!
- светодиод «П» горит (замок зажигания и реле зажигания исправно)
- светодиод «К» горит (катушка зажигания исправна, вернее первичная обмотка)
- включить стартер: светодиод «Д» мигает, значит датчик Холла исправен.
Если бы не мигал, то нам бы пришлось воспользоваться прибором АЗ-1 и включить его вместо датчика Холла, тем самым проверить проводку и саму исправность датчика.
Странно все работает, но двигатель не заводится. При тщательном осмотре катушки зажигания были обнаружены углеродные дорожки в месте подключения высоковольтного провода. И ко всему же сопротивление вторичной обмотки не соответствовало норме почти в два раза. Номинальное сопротивление первичной-0.45 Ом, вторичной-5 кОм (для маслонаполненных) и 0.57 Ом, 6,5 кОм соответственно (для сухих катушек с замкнутым магнитопроводом).
Заменили катушку и центральный провод. Все стало на свои места - двигатель заработал, как прежде. Клиент поблагодарил и на прощание сказал: работает, ездит значит капиталка подождет. Вот так и все – пока не отвалиться или не заглохнет, ездят и не думают о том чтоб побаловать свою машинку - заехать на СТО, помыть, почистить, заменить изношенные детали.
Автомобилисты – любите своих ближних!!!